Подождите, идет преобразование в черно-белые изображения

Версия для слабовидящих
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 64» г. Иваново

"Доступность - это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов, правил работы наших социальных, информационных и прочих служб"
В.В. Путин



Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики. В России на данном этапе осуществляется реализация Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.

     В соответствии с нормативными документами Российской Федерации к маломобильным группам населения относятся:

- Инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) - Инвалиды с нарушением зрения и слуха - Лица преклонного возраста (60 лет и старше) - Временно нетрудоспособные - Беременные женщины - Люди с детскими колясками - Дети дошкольного возраста

     Безбарьерная (доступная) среда - это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.

     Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.

 В современном обществе создание доступности образовательного пространства - приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
     Согласно образовательной политике Российской Федерации, "особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов..."

   Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.

     Нормативные акты международного и федерального значения

  • Конституция Российской Федерации
  • Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы
  • Федеральный закон от 29.12.2012. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  • Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
  • Федеральный закон № 184-ФЗ "О техническом регулировании" (с изм. на 29.07.2017)
  • Федеральный закон от 01.12.2014 № 419 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов"
  • Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики"
  • Государственная программа "Доступная среда" на 2011-2020 годы
  • Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года
  • Конвенция о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН резолюцией от 13.12.2006 № 61/106
  • Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) (с изм. на 05.12.2017) (статья 1065. Предупреждение причинения вреда)
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 № 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи"
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.02.2016 № ВК-270/07 "Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования"
  • Методическое пособие Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.09.2012 "Методика паспортизации и классификации объектов и услуг с целью их объективной оценки для разработки мер, обеспечивающих их доступность"
  • Методическое пособие Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи.

     Нормативные акты регионального и муниципального значения

ПАСПОРТ ДОСТУПНОСТИ объекта социальной инфраструктуры (ОСИ)



Информационно-учебные кабинеты, в том числе приспособленные для использования инвалидами и ограниченными возможностями здоровья. Для образовательного процесса, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, имеются 12 групповых комнат,  в которых создана развивающая предметно-пространственная  среда с учетом возрастных особенностей детей; 2 кабинета учителей-логопедов,  оснащенных необходимым оборудованием и материалом для развивающей и коррекционной работы; 1 методический кабинет, 1 медицинский кабинет, 1 музыкально-спортивный зал, оснащенный необходимым оборудованием и пособиями для организации деятельности по художественно-эстетическому направлению и для проведения физкультурных занятий, физкультурно-оздоровительных мероприятий.
Данные об объектах использования для использования инвалидами и ограниченными возможностями здоровья.
  • Музыкально – спортивный зал - 1
  • Кабинеты учителей- логопедов -2
  • Спортивная площадка на улице - 1
Информация о библиотеке.

Отдельного помещения в МБДОУ № 64 для библиотеки нет. Художественная литература находится в групповых помещениях в книжных уголках или полочках, а методическая литература, необходимая для работы воспитателя,  расположена в книжных шкафах.

В методическом кабинете, книжный фонд распределен по темам: нормативно-правовая литература,  парциальные программы, реализуемые в ДОУ, методическая литература для детей раннего  и дошкольного возраста по образовательным областям, литература по работе с семьей, ЭОР.

Сведения об объектах спорта, приспособленными для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
  • Музыкально-спортивный  зал - 1
  • Спортивная площадка на улице - 1
Сведения о средствах обучения и воспитания в том числе приспособленными для использования инвалидами и ограниченными возможностями здоровья.

Для организации совместной  и самостоятельной деятельности с воспитанниками, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ имеется специальное оборудование: «сухой бассейн», массажные дорожки и мячики, дидактические игры для развития мелкой моторики, речи, внимания, памяти, пособия для развития речевого выдоха.

Печатные средства (учебные и методические пособия, книги хрестоматии, атласы, раздаточный материал, энциклопедии и т.д)

Наглядные средства (плакаты, карты настенные, иллюстрации демонстрационные, магнитные доски, гербарии, муляжи, макеты, стенды и т.д)

Спортивное оборудование и инвентарь (мягкие модули, баскетбольные щиты с кольцами, гимнастические стенки, спортивные снаряды, спортивный инвентарь и т.д)

Игровое оборудование (игровая мебель, игрушки, игры, пособия для всех видов игровой деятельности, центр игры с песком и водой и т.д)
Информационно-образовательные возможности инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Конструктивные особенности  здания МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 64» не предусматривают наличие подъемников, устройств для закрепления инвалидных колясок, поручней внутри помещений, приспособлений для туалета / душа, кроватей специализированного назначения, приспособлений, обеспечивающих полную доступность образовательной организации для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья .

В доступности для инвалидов и лиц с ОВЗ установлена ​​кнопка помощника и информационные таблички,  графики работы и план МБДОУ, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне. В случае необходимости, посетитель с инвалидностью может вызвать  сотрудника детского сада, получить помощь в передвижении по зданию и всю информацию. Доступ к кабинетам администрации, медицинскому блоку и туалету обеспечен посредством предоставления сопровождающего лица.

Сведения об условиях питания воспитанников

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья или ребенок-инвалид в ДОУ обеспечивается горячим питанием. Организация питания соответствует нормативно-правовым актам, регламентирующим порядок оказания данной государственной услуги.

В ДОУ организовано 5-ти разовое питание (завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин) в соответствии с цикличным 10-дневным меню, действующими нормативными актами по организации питания в дошкольных образовательных организациях, требованиям законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия (СП 2.4.3648 – 20).

Пищеблок работает на сырье. Поставка продуктов питания осуществляется в соответствии с заключенными договорами. Питание воспитанников осуществляется в групповых комнатах.

Организация питания постоянно находится под контролем администрации.

Выдача готовой пищи разрешается ежедневно после приема пищи контроля готовых блюд в составе представителей администрации ДОУ.
Сведения об охране здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Медицинский блок МБДОУ: медицинский кабинет, процедурный кабинет, изолятор, санитарная комната, помещение для приготовления растворов.

Оборудование: ростомер, весы напольные медицинские, секундомер, гигрометр, динамометр кистевой, термометр медицинский бесконтактный, бактерицидный облучатель, комплект воздуховодов для искусственного дыхания «рот в рот», зонды желудочные разных размеров, травмотологическая укладка (в комплекте), кушетка, холодильник, процедурный стеклянный столик (2 шт.), ширма, облучатель, устройство реанимационное, шины для верхних и нижних конечностей, 2 кровати, 2 прикроватных столика.

Медицинское обслуживание осуществляется ОБУЗ ГКБ № 4 «Ивановская городская клиническая больница № 4»  

 Программа по здоровьесбережению «Здоровый малыш».

Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям обучающихся (воспитанников), в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ОВЗ, не предусмотрен.

В соответствии со статьей 29 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» «Детский сад комбинированного вида № 64» формирует открытые и общедоступные информационные ресурсы и обеспечивает доступ к этим ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет На сайте учреждения имеется версия для слабовидящих.
Информация об использовании электронных ресурсов, доступных для  обучающихся, в том числе приспособленных для использования людьми с ограниченными возможностями здоровья. Банк электронных образовательных ресурсов - хранилище специально отобранных ресурсов в соответствии с Образовательной программой МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 64», которые могут активно использоваться всеми участниками образовательного процесса. Рекомендуемые электронные образовательные ресурсы для самостоятельного использования доступны на сайте МБДОУ в разделе «Полезные ссылки».

ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

В современном образовании поставлена цель - обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому ДОУ принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми. Педагоги ДОУ должны научиться работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле. В группе могут присутствовать здоровые дети и дети-инвалиды.

Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности детей, функционально моделирующая содержание духовного и физического развития самих детей. Поэтому педагоги должны уделять огромное внимание изменению, обогащению, улучшению развивающей среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Предметная среда должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное должна способствовать развитию самостоятельности и самодеятельности детей. Педагоги должны моделировать развивающую среду, исходя из возможностей воспитанников, учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Помимо этого, при организации предметно-развивающей среды учитываются:

  • закономерности психического развития;
  • показатели здоровья дошкольников;
  • психолого-физиологические особенности;
  • уровень общего развития;
  • коммуникативные особенности и речевое развитие;
  • эмоциональное благополучие.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в нашем детском саду способствует наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов, облегчает процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей и соблюдения принципов ФГОС.

При построении коррекционной образовательной среды ДОУ для детей с ОВЗ учитываются следующие принципы:

  1. Принцип развития - Взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.
  2. Принцип природособразности воспитания - Соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.
  3. Принцип психологической комфортности - Создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику положительного «эмоционального самочувствия».
  4. Принцип взаимодействия - Установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.
  5. Принцип доверительного сотрудничества - Отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве.
  6. Принцип обучения деятельности - Обучение умению ставить цели и реализовывать их, в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.
  7. Принцип здоровьесберегающий - Забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка.

Специальные условия охраны здоровья

Охрана здоровья в ДОУ организована в соответствии со Статьей 41. Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

В детском саду разработаны и применяются следующие меры по охране и укреплению здоровья воспитанников:

  • строгое соблюдение режима дня;
  • соблюдение режима прогулок;
  • подвижные игры на воздухе;
  • строгое соблюдение карантинных мероприятий;
  • закаливающие мероприятия;
  • различные виды гимнастик (утренняя; после дневного сна);
  • соблюдение санитарно-гигиенических мероприятий;
  • соблюдение требований к учебной нагрузке;
  • выполнение режима и норм питания;
  • включение в меню свежих фруктов и соков;
  • просветительская работа с родителями;
  • создание условий для двигательной активности.

Организацию оказания первичной медико-санитарной помощи воспитанникам осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения.

Образовательное учреждение предоставляет помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.

В ДОУ создаются условия охраны здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, кроме маломобильных граждан. В ДОУ создана система необходимых условий, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ. Вся работа детского сада строится на принципах охраны жизни и здоровья детей, инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в соответствии с СанПиН  2.4.3648-2020: 1) проводится ежедневный утренний приём детей воспитателями и (или) медицинским работником, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья и проводят термометрию (измерение температуры) в присутствии родителей, по показаниям. Настоящие правила, и нормативы направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по их воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению в дошкольных организациях. 2) раз в неделю медицинский работник проводит осмотр детей. 3) в соответствии с рекомендациями ТПМПК организуется динамическое наблюдение за самочувствием и психофизиологическим состоянием воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ. Созданы специальные педагогические условия для образовательной деятельности ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида: - при создании условий образовательной деятельности в ДОУ учитываются психофизические особенности развития и индивидуальные возможности ребенка-инвалида; - обеспечение щадящего режима при организации образовательного процесса; - чередование индивидуальных и подгрупповых занятий; - повторение и упрощение инструкций во время образовательного процесса; - корректировка времени для выполнения заданий; - снижение темповых нагрузок; - стимулирующая помощь взрослого; - чередование видов деятельности; - снижение нагрузок при проведении физкультурных занятий; - условия для двигательной активности ребенка; - подбор специального дидактического материала и т. п.

 

Медицинский блок МБДОУ включает: медицинский кабинет, процедурный кабинет, изолятор, санитарная комната, помещение для приготовления растворов. Оборудование: ростомер, весы напольные медицинские, секундомер, гигрометр, динамометр кистевой, термометр медицинский бесконтактный, бактерицидный облучатель, комплект воздуховодов для искусственного дыхания «рот в рот», зонды желудочные разных размеров, травматологическая укладка (в комплекте), кушетка, 2 холодильника, процедурный стеклянный столик (2 шт.), ширма, облучатель, устройство реанимационное, шины для верхних и нижних конечностей, 1 кровать. Медицинское обслуживание осуществляется ОБУЗ ГКБ № 4 «Ивановская городская клиническая больница № 4».